Сэцубун – один из
древнейших и интереснейших обрядов зимнего сезона. Слово сэцубун значит
«водораздел сезонов», им обозначают день накануне прихода нового
сезона. Это понятие пришло в Японию с введением древнего китайского
летоисчисления и относилось к четырем дням в году – канунам наступления
весны (риссюн), лета (рикка), осени (риссю) и зимы (ритто).
Большее значение придавалось кануну прихода весны, так как она
ассоциировалась с пробуждением природы, началом года и
сельскохозяйственных работ. По солнечному календарю, сэцубун приходился
на первую декаду февраля (обычно празднуется 3 или 4 февраля), по
лунному же он бывал и в декабря, в январе. Сэцубун именно как праздник
начал отмечаться с эпохи Хэйан, первоначально среди аристократии, а
затем и других сословий. В эпоху Токугава он вошел в жизнь каждой семьи
и одновременно начал отмечаться в известных храмах, превратившись в
торжественное зрелище.
Появление обрядности сэцубун связано с одним из важнейших понятий
китайской философии – инь-ян. Это два противоположных начала, лежащие в
основе мироздания: света и тьмы, положительного и отрицательного,
активного и пассивного, юга и севера, женского и мужского и т.п.
Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, что
вызывает опасность появления разного рода несчастий. Отсюда родился
обряд изгнания демонов, который имеет несколько названий – они-яраи, они-хараи, цуина, ониоисики – но суть их одна: прогнать злых духов и обеспечить себе благополучие.
В обряд входит изгнание злых духов с помощью амулетов и разбрасывания
бобов. Амулет, как правило, представляет собой ветку вечнозеленого
кустарника османтус с колючими листьями и сильным запахом цветов. На
ветку османтуса насаживают высушенную голову рыбы иваси. Существовала
легенда, что в этот вечер злой дух Кагухана появлялся в городе, ловил и
поедал девушек и детей, и отпугнуть его можно было лишь запахами
османтуса и сушеной иваси.
Разбрасывание бобов (мамэмаки или мамэути)
связано с другой легендой, согласно которой во времена императора Уда
(888 – 896) в городе появился злой дух, сошедший с горы Курама. Чтобы
изгнать его, семеро ученых монахов возносили молитвы в течение 7749
дней, а затем откупились от него бобами. Разбрасывание бобов – наиболее
важная часть обряда. Бобы жарят на огне, который считается очищающей
стихией, а затем разбрасывают их у входа, а также во всех комнатах,
особенно в темных углах, где якобы могут находиться черти. Обычно этот
почетный обряд выполняет хозяин дома, приговаривая «Они ва сото – фуку
ва ути», что означает «черти вон, счастье в дом». Потом бобы собирают и
едят в качестве ритуальной пищи, чтобы отвести всяческие болезни.
Считается, что надо съесть столько бобов, сколько тебе лет, и еще один
для того, чтобы в наступившем году ты был здоров и удачлив в делах. С
эпохи Хэйан существовал также обычай заворачивать бобы (по числу лет
плюс один) в бумагу и ночью класть сверток на перекресток дорог, чтобы
кто-нибудь на него наступил. В этом случае все несчастья прошлых лет
покинут человека.
В сэцубун во всех храмах, синтоистских и буддийских, проводится обряд
изгнания бед, во время которого собираются толпы народа. Из храма с
шумом выбегают мужчины в костюмах демонов и смешиваются с толпой. Позже
появляются переодетые монахи, которые гонят демонов по улицам, а затем
возвращаются в храм, после чего начинается церемония разбрасывания
бобов. В ней участвуют специально избранные для этой цели тоси-отоко
(человек года), обычно это наиболее влиятельные, уважаемые люди:
депутаты, артисты, писатели, борцы сумо и т.п. Одетые в традиционные
праздничные одежды, они разбрасывают из деревянных коробочек завернутые
в белую бумагу бобы, выкрикивая «они ва сото, фуку ва ути». Во многих
храмах во время сэцубун устраиваются представления, сюжетом которых
является изгнание демонов богами.
|