перевод — Шварц Илья aka Trick
Начальный период
В начале
Бог
Осаму Тезука, «Бог манги», дебютировал в 20 лет, когда в 1947 году вышел его проект New Treasure Island.
От фильма до телевидения
В серединеВ 1958 году Тезука создает наброски, сценарий и персонажей для первого анимированного фильма Toei,
основанного на легенде о китайском Короле обезьян — Dragon Ball. В 1961
году он основывает студию Mushi Productions для создания аниме-фильмов
и сериалов для телевидения. Его первый Tetsuwan Atom (Мальчик-Атом)
опоздал всего на несколько месяцев, чтобы стать первым анимированным
фильмом для телевидения. Эта честь досталась Otagi Manga Calendar,
представляющему собой набор маленьких исторических мультфильмов.
Но черно-белый Atom был первым анимированным фильмом, разбитым
на серии.
Основанный
на одноименной манге Тезуки, он рассказывал о мальчике-роботе,
попадающем в удивительные истории, борющемся с преступностью
и спасающем друзей. Tetsuwan Atom очень быстро распространился по всему
миру. После него Тезука, основываясь на популярной манге Jungle Taitei
(Король Кимба), создает в Японии первый цветной аниме. Сопродюсер
фильма, студия
Сложные 70-е
В то время японское телевидение большей частью создавало аниме для
детей. Jungle Taitei иногда осмеливался усложнять смысл и сюжет,
ориентируя его на более старшее поколение. Например: 8 человек были
убиты преступниками и позже воскрешены, как роботы. Mach Go GoGo
(Гонщик Спиди) вместе со своим приятелем обезьяной, которая часто
капризничала. И все аниме придерживались одной формулы «good vs. bad»,
хороший против плохого.
Оживление в жанр научной фантастики привнесли Kagaku Ninja-Tai Gatchaman (Битва Планет /
Взрыв
С началом
Чтобы успевать за увеличением
рынка, производителям пришлось обратиться к манге. Первым художником,
принесшим пользу в этом походе, был Акира Торияма. Его причудливая
серия Dr. Slump ожила на экране. В 1986 году его Dragon Ball,
исполненный в стиле фэнтэзи, стал самым
популярным аниме в Японии, полный такой же легкости, комедии
и фантазии, как и Rumiko Takahashi, Urusei Yatsura и Ranma 1/2. Его
другая важная серия — Maison Ikkoku, весело сыгранная романтическая
комедия отношений. На другой стороне спектра был Takahashi с Go Nagai,
художник с репутацией создателя «шаловливой» манги. Превращение его
манги в аниме началось в 1972 году сериала Devilman; тем не менее,
ориентированный на домашний видеорынок, взрослый аниме смог избежать
ограничений телевидения и цензуры.
Странные,
сексуальные работы, такие как Nagai’s Kekko Kamen, с обнаженной
супер-героиней, были произведены специально для домашнего видео.
Основной поток научной фантастики получил мощный толчок в
Другой влиятельный художник, Масамуне Широу, создавал будущее в Appleseed и Black Magic
Все больше и больше стало появляться
серьезной манги и аниме. Кейзи Наказава показал ужас выживания
уцелевших в Хиросиме в откровенном Barefoot Gen в 1983. Аналогично,
Hotaru No Haka (Кладбище стрекоз) описывал двух сирот, пытающихся
выжить в бомбардируемом Токио. Немного фильмов могут отобразить ужасы
войны так же хорошо, как аниме.
Зрительская аудитория также была увлечена аниме, базирующейся на японской литературе. Основанный на классическом произведении
Другой блокбастер Ginga Tetsudo «no Yoru» (Ночь на Галактической Железной Дороге) был вдохновлен произведениями философа
Новые студии
Сегодня
две аниме-студии ведут аниме в 21 век: Gainax и Studio Ghibli.
Основанное Тосио Окадой, Gainax мобилизовало первое поколение
художников, рисовавших аниме. Ведомый коллективным энтузиазмом, Gainax
выпустил в свет наиболее значительные и популярные работы телевизионный
No Umi No Nadia (Nadia the Secret of Blue Water). Сегодня Gainax стал
признанным лидером эпизодической научной фантастики с помощью
обворожительного Shin Seiki Evangelion (Neon Genesis Evangelion).
Студия Ghibli была создана старыми аниме-производителями — Исао Такахатой и Заяо Миязакой. Они работали в Toei TV в сопровождался
весьма значительными фильмами: Kaze no Tani No Nausicaa (Nausicaa
of the Valley of the Wind), Tenku No Shiro Rapyuta (Laputa: Castle
in the Sky), Tonari No Totoro (Мой сосед Тоторо), Majo No Takkyubin
(Служба доставок Кики), Kurenai No Tuta/ Porco Rosso (Красная Свинья),
Heisei Tanuki Gassen Ponpoko (TodayOs Great Raccoon War Ponpoko),
Mononoke Hime (Принцесса Мононоке). (и последним хитом Spirited Away -
«Унесенные призраками» — прим. ред.) Играя закулисную роль в проектах
Miyazaki, Takahata выпустил ряд своих инновационных произведений:
остренький Hotaru no Haka (Кладбище стрекоз) и Omoide Poro Poro (Только
Вчера). Эта возможность рассказать маленькую человеческую историю
на фоне больших событий воплощается с помощью Такахаты и таланта
Миязаки. С линейкой безупречных аниме, Ghibli удается весьма твердо
стоять на вершине японского мультипликационного Олимпа.
Будущее
Сегодня аниме полон оптимизма. Gundam («Трансформеры») празднует свою
ример,
последний оскароносный шедевр «Унесенные призраками» — прим. пер.).
Entertainment Weekly в 1998 назвало первый выпуск Kiki’s Delivery
Service фильмом года.
Множество японских художников продолжают
пополнять библиотеку аниме. Они понимают, что могут сделать более
серьезное аниме, чем просто заниматься развлечением детей. Они могут
изучать границы пространства и сложности человеческой души. Эта
готовность к экспериментам и сделала аниме таким динамическим
и привлекательным. Все это обещает сохранение интереса к аниме
у кинопроизводителей и в 21 веке.