Япония поражает обилием
обычаев, обрядов и праздников, в той или иной степени имеющих отношение
к детям. Именно с помощью праздников ребенок приобщается к ценностям
общества, к восприятию культурного наследия нации. Вообще, детям с
древних пор отводится очень большая роль в японских семьях. В некоторых
регионах Японии люди искренне верили, что с рождением ребенка в дом
вселяется либо само небесное существо, либо его посланник и что до семи
лет ребенок – это не обычный человек, а божественное создание. Этим
поверьем и объяснялось то уважительно-бережное отношение, которое
проявляли родители к своим малолетним детям, благосклонно потакая всем
их шалостям и капризам. Лишь по достижении ребенком семилетнего
возраста отношение к нему менялось, поскольку с этого времени он, как
считалось, превращался в обычного человека, и на смену безмятежным
годам малолетства приходил период требовательного и сурового воспитания.
Среди детских праздников есть как непосредственно связанные с
рождением, ростом и взрослением ребенка, так и те, в которых дети
являются активными, а подчас и главными, участниками. Праздники
помогают сохранению традиций в музыке, танцах, прикладном искусстве,
воспитывают в детях уважение к предкам, родителям, старшим вообще, а
также ведут к сплочению семьи, прививают детям интерес к познанию
истории и культуры страны, ее традиционных устоев.
Наибольшей популярностью пользуется праздник Сити-го-сан
(«семь-пять-три») – своеобразный день рождения всех детей, достигших
этих лет в данном году. Традиция этого праздника насчитывает более
трехсот лет, а отмечается он 15-го числа 11-го месяца.
Выбор именно этих возрастов связан с тем, что в Японии нечетные числа
имеют сакральное значение и рассматриваются как благоприятные, а также
достижение 3-5-7 лет последовательно отражало этапы развития детей. В
средние века в аристократических семьях мальчикам в три года впервые
надевали хакама
(традиционная мужская одежда в виде широких брюк со складками). Позже
этот обряд стал проводиться в пять лет, именно в этом возрасте самураи
представляли детей своим феодалам, вводя их в круг взрослых.
Для девочек важен возраст семи лет, так как в этот день им впервые
одевают жесткий пояс для кимоно – оби. Этот обряд, называемый оби-токи
(«перемена пояса»), символизирует некоторое повзросление, поскольку в
первый раз в жизни девочка одевается как взрослая женщина.
Для детей обоих полов, достигших трехлетнего возраста, очень важным считался обряд камиоки
- «охранение волос». В старину в раннем детстве детей брили наголо,
чтобы потом у них росли длинные волосы, которые всегда были предметом
гордости. Ко дню камиоки волосы мальчика отращивали так, чтобы их можно
было завязать на затылке, а девочкам завязывали пучки по бокам. Для
совершения церемонии выбирался всеми уважаемый человек, обычно пожилой
и имеющий много детей. Он дарил ребенку пучок шелка-сырца, связанный
наподобие ложки и символизирующий седые волосы, до которых ребенку
желали дожить.
Основной элемент праздника – церемония мия-маири:
родители приводят в храм празднично одетых мальчиков трех и пяти лет и
девочек трех и семи лет, чтобы поблагодарить богов за то, что дети
выросли здоровыми и счастливыми. Родители всегда заботились о том,
чтобы сделать этот праздник запоминающимся в жизни ребенка. Дома для
детей и их друзей устраивают веселые вечера с песнями, танцами,
угощением. В этот день повсюду, особенно на территории храмов и на
улицах, царит праздничное настроение. Специально для детворы продают
мелкие игрушки, воздушные шары, различные сувениры, и конечно любимые
всеми леденцы амэ. Родители и дети раздают их всех знакомым, так как считается, что раздача амэ в этот день принесет ребенку счастье.
|