 К
богослужению необходимо готовиться, т.к. человек не может сразу
переключиться с земного на духовное подобно тому, как он делает
пересадку из одного трамвая в другой, поэтому приготовления к
богослужению начинаются еще дома.
Следует рано проснуться, умыть лицо, прополоскать рот, очистить
свои тело и разум и, поклонившись ками и духам предков, попросить их
наполнить грядущий день смыслом и помочь приступить к работе с чистым
сердцем. Ками оберегают тех, кто искренне верит в них, и когда человек
живет праведно, духи предков помогают ему и дают внутренние силы.
Некоторые люди строят во дворе своего дома или в саду маленькие
личные храмы, но чаще всего импровизированный алтарь устраивают на
высокой полке (ками-дана) в каком-либо уединенном чистом
помещении в доме. Такой алтарь можно считать миниатюрным подобием
храма. Размеры и отделка такого алтаря зависят в равной степени от
религиозности и от финансовых возможностей главы семьи. Напротив алтаря
часто размещают небольшое зеркало, по сторонам которого ставят
маленькие фонарики и веточку сакаки, а над самой полкой горизонтально
натягивают веревку из соломы с подвешенными к ней небольшими бумажными
подвесками. Иногда алтарь занавешивают.
В центре алтаря помещают талисман из Великого Храма в Исэ, справа
еще один талисман для ками-хранителя этого дома и слева несколько
талисманов для всех остальных ками, которые также могут быть объектами
поклонения. Если алтарь невелик, талисманы размещают один за другим:
тот, который из храма в Исэ, впереди, следом — посвященный главному
ками-хранителю, а позади — все остальные. Для атрибутов поклонения
духам предков предусмотрена отдельная полка, расположенная чуть ниже.
Туда ставят небольшую коробку с мемориальными табличками родных и
зеркалом. За полками тщательно следят, их постоянно протирают и
сохраняют в чистоте.
Приношения для домашнего алтаря должны быть натуральными и свежими и
как правило, это самые простые продукты: рис (сырой очищенный или
приготовленный), вода и соль. В особых случаях в качестве приношений
ставят небольшие порции разных блюд: рисовые лепешки, морскую рыбу,
водоросли, дичь, в том числе блюда из водоплавающей птицы, овощи,
фрукты, хлебцы или плоды, выращенные в саду или на поле. В поминальные
дни, согласно обычаю, предкам преподносят то, что много значило для них
при жизни, например диплом, приказ о повышении по службе, месячную
заработную плату. Все это кладут перед ками в знак благодарности.
Процедура домашнего богослужения не всегда одинакова, но неизменно
проста: помыв руки, сполоснув рот и положив свежие приношения перед
ками, верующий становится (или садится на циновку) лицом к домашнему
алтарю и делает сначала один небольшой поклон, а затем два глубоких.
После этого он произносит вслух или мысленно молитву и свои просьбы,
затем дважды низко кланяется, дважды хлопает в ладоши, поднятые
примерно на уровень груди, делает глубокий поклон, небольшой поклон — и
обряд завершен. Позднее продукты, поставленные как приношения, уносят и
подают к столу. Прежде чем приступить к еде, благочестивый синтоист
закрывает глаза, слегка наклоняет голову и либо тихо, либо громко
хлопает в ладоши, тем самым выражая свое почтение ками.
Конечно же, это описание образцового поведения. На самом деле в
большинстве домов богослужение проходит так: кто-либо из старших членов
семьи протирает полку, меняет приношения и стоит некоторое время молча
со сложенными в молитвенном жесте ладонями. Остальные домочадцы также
могут продемонстрировать свое почтение к ками, но чаще всего они
торопятся по своим делам и им не до этого.
|