
В
синтоизме нет священных писаний, подобных тем, что существуют во многих
других религиях. Этот факт характеризует синтоизм как веру. Тем не
менее, есть считающиеся авторитетными источниками древние тексты, в
которых изложены исторические и духовные основы синтоизма.
Древнейшие из этих текстов были составлены под
руководством императорской семьи и в них собраны мифы и ранние
исторические хроники Японии. Самый древний сохранившийся памятник
японской письменности — Кодзики, "Записи о деяниях древности"
датируется 712 годом нашей эры, в них описаны события вплоть до 628
года. Текст написан китайскими иероглифами, но слог письма — древний
разговорный японский, благодаря чему можно узнать о стиле бытовавшей
ранее и передававшейся от поколения к поколению устной речи, вот почему
этот письменный источник чрезвычайно ценен. В другом тексте под
названием Нихонги, или Нихон сёки — "Анналы Японии",
который появился спустя восемь лет, в 720 году, рассказывается о
событиях, происходивших до 697 года. Он написан на китайском языке и,
следовательно, другим стилем. В этой рукописи, в отличие от Кодзики,
больше деталей; некоторые события имеют мифологические объяснения и
трактовки, что очень важно, так как в Кодзики таких подробностей нет.
Эти два документа синтоисты ценят особенно
высоко, поскольку в них содержатся единственные дошедшие до нас
древнейшие сведения об императорской семье и нескольких родах, давших
начало японской нации. В текстах говорится о происхождении
императорского престола, о родословных некоторых кланов и о многом
другом из того, что легло в основу японского общественного строя и
традиций. Кроме того, в этих источниках содержится богатая информация о
древних синтоистских ритуалах и обычаях, а также об обязанностях и
незыблемых правах отдельных родов в том, что касается их участия в
религиозных обрядах. В этих обязанностях и правах выразились особые
притязания некоторых кланов на роль в социальной структуре Японии, без
которых сама система родов почти неизбежно бы разрушилась.
Кудзики — "Хроники Древних Событий", Когосюи — "Избранные Истории из Древности" и Энги сики
— "Уложения эры Энги" также считаются достоверными источниками.
Считается, что Кудзики были написаны примерно в 620 году, т. е. на сто
лет раньше появления Нихонги, однако древнейшая сохранившаяся версия
этой книги почти наверняка не является подлинной. Тем не менее она тоже
древняя и представляет большую ценность, хотя в ней и содержится многое
из того, что есть в Кодзики и Нихонги. К сожалению, эта рукопись до сих
пор не переведена с японского. Когосюи, написанные в 807 году,
дополняют информацию о раннем синтоизме. Опубликованные в 927 году Энги
сики являются фундаментальным источником знаний о раннем синтоизме,
церемониях, молитвах, ритуалах и о методах управления церковными
делами.
Следует еще раз подчеркнуть, что, в отличие от
христианства и ислама, ни одна из перечисленных выше рукописей не
считается священным текстом и в первую очередь это исторические записи,
которые, вдобавок к своему политическому и династическому значению,
раскрывают древние формы веры в ками.
В синтоизме не возникло канонического свода
религиозных правил, поскольку поначалу храмы были лишь ритуальными
посредниками между людьми и божествами ками, а позднее, когда эти храмы
стали восприниматься как символы веры определенного сообщества людей,
не было необходимости создавать какие-то доктрины и инструкции. При
этом на протяжении всей истории известно лишь несколько случаев, когда
люди, исповедующие синтоизм, уклонились от исполнения общественного
долга.
Были времена, когда вынужденное противостояние
чужеземным религиям и опасение утратить свои традиции вызывали
разговоры о необходимости создания канонов; однако обстоятельства
никогда не были столь серьезными, чтобы довести дело до конца.
Современные изменения в обществе и путаница в вероисповеданиях в не
меньшей степени требуют углубления и укрепления доктрины храмового
синтоизма. Тем не менее пока еще ничто не указывает на то, что это
будет сделано.
|