Долгое время монахи, придерживающиеся разных
направлений одной религии, жили и учились бок о бок, не вступая в
противоречия друг с другом. Однако к 100 г. н.э. появились книги, в
которых по-новому обосновывались различные особенности учения и была
представлена новая доктрина, весьма вольно толковавшая исторические
слова Будды. С течением времени эти толкования стали более
определёнными, что послужило катализатором охлаждения отношений между
монахами, придерживающихся разных учений.
Разумеется, представители новых взглядов
доказывали, что их идеи ни в чем не противоречат буддийской доктрине, и
утверждали, что во время систематизации сутр хинаяны на Первом соборе
часть монахов утаила множество текстов, предназначенных для будущего
времени, и теперь, пять веков спустя, эти тайные тексты заново открыты
и представлены как основа махаяны.
Новую ветвь буддизма назвали махаяной, или
Большой Колесницей, и она окончательно отделилась от «учения старших».
Традиционное буддийское учение с тех пор стали называть хинаяной, или
Малой Колесницей. У махаяны так же был свой царственный покровитель,
как и у хинаяны в своё время, - за распространение нового учения взялся
царь Канишха (78-103), завоеватель из Северной Индии. Он созвал пятьсот
монахов, чтобы те систематизировали новые тексты.
Следует отметить, что буддизм подвергался
воздействию других религий – на северо-востоке и юге Индии наступали
эллинизм, иранская и средиземноморская культуры. Учение махаяны было
более гибким, либеральным и открыто всем, что позволило ему проникнуть
в Китай, Японию, Тибет, Непал, Монголию и Корею.
Различия между хинаяной и махаяной
В новом учении Будда как центральная фигура и основатель буддизма был
заменен более широкой концепцией будды. В махаяне Будда, лишь временно
воплотившийся в физическом теле Сиддхартхи Гаутамы, стал дхармакаей,
одним из воплощений дхармы в ряду тысячи будд, — с тем чтобы за ним
последовали другие будды грядущих времен. Будда стал Всесущим, стал
смыслом всех явлений, сверхъестественным, вечным и безграничным, тем,
что невозможно выразить в словах, теориях или учениях. Тело дхармы, или
дхармакая, трансцендентно, запредельно; следовательно, те слова и
наставления Будды, которые запомнили Ананда и другие ученики, были
всего лишь словами временного воплощения, но не вечного тела.
Идеалом поведения стали бодхисаттвы,
заменившие архатов. Жизнь бодхисаттв наполнена состраданием, добротой и
терпением. Согласно махаяне, мудрость есть лишь одна из основных
добродетелей, а потому проявление сострадания, доброты и терпения
является более правильным толкованием учения Будды – в отличие от
бесстрастной мудрости архатов. Бодхисаттвы не уходят от людей ради
поисков нирваны. Этика альтруизма заставляет их трудиться в интересах
всего мира.
Вместе с махаяной появилось множество длинных
рассуждений на метафизические темы, заменивших предельную краткость
ранних буддийских сутр. Махаяна учит, что мир, воспринимаемый нами как
реальность, есть всего лишь иллюзия. Подлинная природа сущего —
пустота, положение, которое подробно рассматривается школами мадхьямика
и йогачара махаянского буддизма.
На первое место махаяна ставит то, что
называется упайя, или искусные средства, — понятие, означающее, что
существует множество путей достижения освобождения. Такой подход дал
возможность для возникновения в рамках махаяны куда более широкого
набора теорий, техник и методов, чем это допускалось хинаяной.
Например, простым людям позволялось визуализировать будд с их
окружением, достигая таким образом просветления благодаря вере, а не
только благодаря мудрости, как в хинаяне.
Махаяна стала более милосердным, более
сердечным учением, чем хинаяна. Практикующие это направление могли
позволить себе большую эмоциональность в отношениях с другими людьми,
большую близость и доверительность. Махаяна породила сложное искусство,
литературу и ритуалы. Хинаяна же продолжала существовать как учение
более замкнутое, отстраненное, консервативное, поскольку все чувства и
эмоции рассматривались в ней как ошибка, иллюзия.
Теории махаяны оказались применимы к гораздо
более широкому кругу ситуаций и доступны многим людям. Махаяна была не
такой строгой, как хинаяна, особенно по отношению к женщинам,
обладавшим не слишком большими знаниями, и монахам, и допускала
возможность достижения просветления обычными мирянами.
|