Икебана – классическое японское искусство,
возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским
ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с
появлением первых классических стилей икебана приобрела статус
искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов,
хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Первые учителя и
ученики были священниками и аристократией, но с течением времени
появилось множество школ, новых стилей и икебана таким образом стала
достоянием всего японского народа.
Проникновение буддизма в Японию и появление искусства икебаны
В VI веке в Японию проникло буддийское учение, принесшее с собой ритуал
возложения цветов на алтарь в честь Будды. В Индии ритуал сводился к
рассыпанию лепестков, но в Японии к X веку цветы стали подносить в
вазах или на подставках, а исполнителем ритуала стало духовенство.
Появление первой школы
Старейшая школа икебаны берёт своё начало от священника храма Роккакудо
в Киото, который был настолько искусен в составлении композиций, что
его совета и наставлений искали другие священники. Поскольку он жил
возле озера (по-японски звучит как ikenobo), то это название (Ikenobo)
и закрепилось за мастерами икебаны, учившимся у этого священника или
жившими в этой местности.
Развитие новых стилей
К XV веку цветочные композиции распространились и развились настолько,
что стали уделом не только императорского двора и знати, но и популярны
в народе. Это положило начало закреплению требований к композиции и
форме, которые были записаны старейшим Sendensho (1443-1536).
С течением времени икебана стала завсегдатаем
фестивалей и выставок. Правила составления композиции были закреплены,
а материалы должны были быть объединены совершенно определёнными
способами. В этих ранних формах икебаны высокий центральный стебель
должен был сопровождаться двумя более короткими, что представляло собой
небо, человека и землю. В каждой школе икебаны для них были свои
специфические названия, но в 1545 году школа Ikenobo создала стиль
rikka, сформулировав семь основных способов расположения стеблей,
применяющихся в том или ином виде аранжировки.
В течение периода Момояма (1560-1600) было
построено множество замков, которые были украшены композициями в стиле
rikka – он считался наиболее подходящим. Вообще период Момояма славился
своей вычурной обстановкой, которой противопоставлялась скромность и
непритязательность обстановки чайных домиков и проводимых в них
церемониях, завоёвывающих всё большую популярность. Этот стиль
назывался chabana.
К 1600 году религиозное значение икебаны
уменьшилось и цветочные композиции стали выполнять исключительно
декоративную функцию. В период Эдо (начало XVII – середина XIX вв.)
простота стиля chabana помогла создать стиль nageire. Композиции в этом
стиле казались небрежно поставленными или даже вброшенными в корзинку. Создание таких небрежных композиций привело к
появлению стиля seika или, как его называли в школе Ikenobo, shoka.
Этот стиль характеризуется плотным узлом из трёх стеблей, образующих
ассиметричный треугольник. Такая форма сейчас считается классикой
жанра, поэтому школы, в которых её преподают, также называют
классическими.
Начиная с XIX века, мастера икебаны обладали
всё увеличивающимся влиянием в обществе, а до этого времени стать
мастером и вообще заниматься аранжировкой могли только мужчины (как это
обычно водится в Японии), но в настоящее время женщины так же имеют
право учиться этому искусству.
Увеличение числа школ
В это время также стали появляться новые школы, каждая из которых
видела что-то своё в стандартизированной композиции seika. Ikenobo,
например, закрепляла стебли исключительно в нижней части, используя
komi, или придавала палке форму вилки, чтобы удержать стебли вместе.
Koryu поместила komi под наклоном, а стебли размещала под меньшим
углом. Enshu увеличила кривизну стеблей, искусственно формируя нужный
излом.
Стиль moribana: школа Ohara
События XX века перевернули и представления об икебане – теперь она
считалась обязательной составляющей досуга благородной и образованной
японской женщины. Унсин Охара (Unshin Ohara), профессор школы Ikenobo в
Кобэ (Kobe) изобрёл новую форму аранжировки в низкой вазе/подставке с
использованием некоторых западных цветов с укороченным стеблем. Он
попросил, чтобы школа включила эту форму в учебный план, но школа
отказалась. Тем не менее работа Охары была высоко оценена и ему
разрешили преподавать новую форму в своей собственной школе – с тем
условием, что ему удастся набрать учеников. Нетрудно догадаться, что
школа Ikenobo сомневалась в том, что ученики у Охары появятся. Тем не
менее, несмотря на такой явный скептицизм, выставка Охары в универмаге
в Кобэ пользовалась успехом и, соответственно, ученики у него
появились.
Новый стиль было решено назвать moribana
("сложенный вверх") и он являлся полной противоположностью seika. Новый
стиль стал настолько популярным, что к 1915 году его включило в учебный
план большинство школ.
Современные школы
Также возникли и другие школы – Косу Тсудзи (Koshu Tsujii),
последователь новой школы Moribana, был приглашён для восстановления
школы в храме Дайкакудзи (Daikakuji), которая и теперь известная как
школа Saga. Помимо икебаны в школе Saga преподаются и другие искусства,
например, каллиграфия. Тока Адати (Choka Adachi) основал свой
собственный стиль (стиль Adachi), используя наработки школы Moribana.
Приблизительно в то же самое время возник ещё
один новый стиль, который привлёк к себе внимание своим свободным
подходом к композиции и яркостью используемых компонентов. Этот стиль
известен как "художественный стиль" и его основателем является Иссотэй
Нисикава (Issotei Nishikawa).
Главным последователем этого стиля был Софу
Тэсигахара, основавший школу Sogetsu в 1926 году. Другим деятелем
нового веяния в искусстве икебаны был создатель школы Ichiyo, который
предложил размещать композиции не только в нише токонома.
В настоящее время лидерами являются три школы
– Ikenobo, Ohara и Sogetsu, но по всей Японии Министерством просвещения
зарегистрировано более двух тысяч различных школ.
|